Самый удобный и быстрый транспорт в Индию — это развитая сеть воздушных перевозок Air India и других транснациональных авиакомпаний, совершающих рейсы до международных аэропортов Дели или Бомбея. Итак, предотпускные хлопоты позади, ваш самолет совершает посадку, например, в душном и не сверкающем чистотой Дели и хочется как можно быстрее добраться до беспечной вольницы и пляжей Гоа, экзотического очарования Калькутты или Бомбея, увидеть своими глазами сокровища Джайпура и Агры. Какой же транспорт Индии предпочесть и как можно на нем сэкономить?
Первым делом — самолет
Воздушный транспорт Индии прекрасно развит и представлен несколькими национальными и множеством частных авиаперевозчиков, совершающих рейсы в аэропорты основных значимых городов, которых насчитывается более 70-ти.
Высокая конкуренция среди авиакомпаний привела к тому, что билеты на самолет нередко оказываются дешевле железнодорожных. Только желание сэкономить может обернуться другими проблемами: овербукинг, многочасовые задержки, а нередко и отмена рейсов — привычное явление в индийских аэропортах. В случае задержки рейса не стоит рассчитывать на бесплатный обед и звонок по телефону — не принято. Поэтому, покупая дешевый авиабилет, стоит заранее продумать альтернативный маршрут на случай многочасовой задержки.
Самыми надежными и предсказуемыми считаются национальные авиакомпании Air india, Indian Airlines, работающие на внутренних линиях, а также частные воздушные перевозчики indGo, Indus Air и еще 30 компаний, так называемых Авиатакси. Расписание рейсов самых популярных внутренних авиакомпаний регулярно публикуют журналы Excel и Divan, а узнать об акциях, уточнить расписание и заранее запастись билетами можно на сайтах соответствующих авиакомпаний.
Автобус — очень дешевая экзотика
Междугородные автобусные перевозки — самый дешевый вид транспорта Индии. Правда, представлен он изношенным, дребезжащим, старинным автопарком, увидев который, даже чересчур экономные туристы могут сильно разочароваться в своем решении. Водители автобусов не отличаются пунктуальностью, придерживаться расписания не склонны, а поэтому путешествие может неожиданно затянуться.
Иногда междугородные рейсы совершают необычные для европейцев, даже экзотические автобусы с двухуровневыми спальными купе — Slipper Bus. Спать на жестких полках не очень удобно и могут пригодиться теплые вещи: постельное белье не предусмотрено, а индийские ночи бывают очень холодными.
Поезд — путешествие с комфортом
Индия, словно паутиной, опутана сетью железных дорог и поездом можно с комфортом добраться в любой самый дальний город огромной страны. Очень интересна система спальных вагонов, которая представлена четырьмя типами.1АС — двухместное купе с мягкими диванами двух ценовых категорий: более дорогие с дверью похожи на привычные европейцу купе СВ, а в более дешевых дверь заменяет текстильная штора.2АС — похожи на европейский плацкарт, только каждое спальное место отделено шторкой, как на морских судах. 3АС — еще один вариант плацкартного вагона, в котором спальными являются все три полки в купейных отсеках, в том числе и боковые. Багаж в вагонах 3АС обычно пассажиры складывают произвольно на полу.
Спальные вагоны всех трех перечисленных типов оборудованы кондиционерами и электрическими розетками, а в стоимость билета входит и постельное белье.
Sleeper — самый демократичный вариант спального вагона: жесткие деревянные полки в три яруса, кондиционер и постельное белье не предусмотрены. Несмотря на отсутствие элементарных удобств, поездки в Sleeper популярны: цены билетов даже на очень большие расстояния редко превышают $10. Но самыми дешевыми остаются билеты в сидячие вагоны типа AC Chair Car, которые встречаются в поездах, совершающих короткие рейсы.
Чтобы купить билет в железнодорожной кассе, придется отстоять не один час в шумной многоголосой очереди. На некоторых вокзалах есть кассы, обслуживающие только иностранцев, очереди в них значительно короче. Пользоваться услугами перекупщиков тоже не стоит: зачем переплачивать? Покупка билетов на сайтах специализированных агентств удобна, но они часто не указывают номер места, который потом придется уточнить у кассира на вокзале. Если окажется, что ваше место в вагоне занял другой пассажир, проводник быстро восстановит статус-кво.
Поезда, как и самолеты, не отличаются строгим соблюдением расписания и могут опаздывать. Во всех поездах есть вагоны-рестораны, в которых можно перекусить, но аппетит могут испортить антисанитария и тараканы.
Автопробегом по индийскому бездорожью
Арендовать автомобиль в Индии можно в одной из множества местных или транснациональных прокатных компаний, достаточно лишь предъявить водительские права международного образца и страховой полис. Тарифы весьма высоки: в них заложены высокие риски аварий, неизбежных при специфических индийских традициях дорожного движения.
Во-первых, европейцу придется привыкнуть к левостороннему движению. Во-вторых, достоверно неизвестно, есть ли в Индии проблемы с дураками, но вот дороги… Тем не менее, по своим кривым, бугристым дорогам без разметки индусы умудряются ездить с ветерком. На автомагистралях запряженные волами повозки чувствуют себя точно такими полноправными участниками движения, как и современные авто. Если поперек трассы прилегла корова, ее надо аккуратно объехать, а малейшая неосторожность по отношению к священному животному чревата проблемами юридического характера. Можно еще взять напрокат скутер: на нем легче приспособиться к особенностям местного дорожного движения и избежать проблем с коровами.